1 Доклад «Оформление оформления».

Первая часть доклада "Оформление оформления".

Прочитан 24 июня 2002 г. на конференции «Искусство и философия», проводимой МГУ и журналом Декоративное искусство.

1. Время действия: начало – середина 21 века.
2. Главное, общечеловеческое действо: переход в иную форму жизни, базирующуюся на искусственном интеллекте.
(Ограничение проблематики: доклад не рассматривает будущее, учитываются только наблюдениями над переходным периодом.)
3. Местная специфика региона России:
3.1 Специфика действий: попытка догнать общемировые процессы, без понимания глобальной тенденции. Следствие – двойной переходный период. Т.е. мы надеемся и пытаемся вскочить в поезд, пассажиры которого пересели на самолет.
3.2 Специфика ментальности русских россиян: отсутствие механизма выработки и сохранения традиций. Житье сегодняшним днем. Очень легкая, но очень поверхностная адаптация чужих культур.
3.2.1 Следствие такой специфики: Постоянное отсутствие своей национальной идеи.
3.2.2 Следствие такой специфики: Большая, чем в обществах с традиционной культурой, мобильность в освоении культурной атрибутики и материального мира своих западных соседей.
3.2.3 Следствие такой специфики: Получение временного исторического преимущества перед традиционными обществами и как следствие (в отсутствии серьезных конкурентов) занятие огромных пространств.
3.2.4 Следствие такой специфики: Экстенсивное ведение хозяйства, незакрепленность на занятой территории.
3.2.5 Следствие такой специфики: Не накопительные, а рывкообразные процессы освоения чужой культуры – принятие христианства, частичная ассимиляция с татарами, заимствования польских черт через Украину, послепетровское принятие верхушкой общества немецкой, а затем французской культуры, революция т.д., и последняя надрывная попытка догнать Америку в программе звездных войн, после чего к краху идеологии присоединился крах экономический.
4. Предъистория мировой культуры (в западной христианской модели):
4.1 Наука и искусство сопутствует религии, и служат иллюстративно-вспомогательным материалом для религии при ответах на Вечные вопросы.
4.2 После кризиса религиозного сознания наука и искусство заменяет собой религию и формулирует свои ответы.
4.3 К середине 20 века наука признает возможность множественности решений и отсутствие единственного. Начинается сегодняшний этап.
5. Современное состояние мировой культуры:
5.1 При декларируемом мультикультурализме и политкоректности, реально существует и заполняет собой пространство культура империи.
5.2 Сегодня существует три главных сгустка силы: два оформляющихся - исламский мир и Китай, опирающиеся на традиционные ценности. И реально правящие США, опирающиеся на технический прогресс.
5.3 Остальной мир сейчас существует сегодня в роли печального наблюдателя и потребителя.
5.4 В западной культуре, к искусству перестали серьезно относится к 20 годам 20 века. Это был малый переходный период - уходящее культурное влияние Французской империи и уходящее экономическое влияние Британской империи, менялось на Американскую имперскую парадигму.
5.5 К науке, как Последнему ответу, отношение менялось от более восторженного к спокойному и даже скептическому, и снова восторженному, в связи с тем, что это единственная динамическая система, в статическом мире индивидуума, замкнутом границами рождения и смерти. Только она манит надеждами.
5.6 Религия, уйдя из западного образа жизни, оставила огромную дыру, которую необходимо чем-то закрывать.
5.7 Закрыть дыру это можно чем-то одним большим, или множеством мелочей.
5.7.1 Большим может служить только чувство империи, оно волшебно заменяет и объемлет все, оно может дать даже снисхождение терпимости к чужой малости.
5.7.2. Другим, более суррогатным явлением, является мельтешение различных событий, способных отвлечь и развлечь.
6. Особенности современного состояния российской культуры.
6.1 Если Бог в западном обществе присутствует «де-факто», по инерции, все же определяя в некоторой мере, моральные нормы и соответственно поступки людей, то в России, он активно живет пока только «де юре», давно оставив наше сознание.
6.2 Потеряв империю и став страной третьего мира, мы еще не успели потерять имперское мышление, не научились жить без него. И пока одна часть народонаселения, споря с Марксом, пытается сохранить великое сознание при ничтожном бытии. Другая часть пытается овладеть фетишами и атрибутикой Главной империи, внутренне надеясь сродниться с ней.
6.3 Только теперь и очень постепенно приходит осознание достаточно простой истины, что весь наш народ не усыновят, и придется привыкать жить в маленькой стране.
7.0 Искусство и коммерция:
7.1 После десакрализации оно быстро приняло товарные формы и сегодня функционирует по законам рынка.
7.2 Изменился потребитель – от обслуживания императорских дворов, постепенно, через аристократию, буржуазию и «белые воротнички» перешли к сегодняшнему главному потребителю – подростку или взрослому, но с ярко выраженным подростковым сознанием. Остался буржуазный рынок, торгующий признанными художественными ценностями, но он ничтожно мал по сравнению с различными фабриками грез.
7. 3 Свойства неверующего подросткового сознания и культурные формы, обслуживающие эти свойства.
7.3.1 Размер – это важно.
В неверующем и подростковом мире ценится все большое, превосходное, и необычное.
Подростку некогда разбираться в сути, он хочет поражаться размерами. Культивируется самое-самое. Строятся небоскребы, заводятся книги рекордов.
Поэтому лучшее мероприятие – это большое мероприятие, чемпионат мира по футболу, концерт на стадионе, карнавал. Лучшее сооружение – купол тысячелетия, в котором, кстати, вместо образовательной экспозиции, приносящей убытки, будут теперь проводить рок-концерты и футбол.
Вывод: сегодня для успеха необходимо добиваться массовости мероприятия. Чем больше и ярче декорации – тем лучше.
Примеры: Декорации Краснова, перенесение карнавалов из Латинской Америки, где население весьма молодо в бюргерскую пожилую Европу. Сегодняшние главные события – олимпиады, чемпионаты мира, концерты рок звезд.
7.3.2 Фантазия важнее знаний.
Произошло повальное затоваривание, захламление, застройка культурного поля.
Если раньше в средневековье, объем доступной информации был сопоставим с возможностью гениального человека – ее обработать, то теперь, она накапливается скачкообразно, чуть ли не удваиваясь за десятилетие. Теперь невозможно быть разносторонне образованным человеком, отрасли знания вынуждены дробится, чтобы была возможность хоть немного успеть узнать и что-то сделать самому. Люди научились хранить чудовищные объемы информации, но пропала необходимость пользоваться этими накоплениями – некогда. Теперь не стыдно почти ничего не знать. Люди успевают жить только сегодняшним днем. Массивы знаний пугают и отталкивают (так мало кого интересуют скучная правда умершей жизни - огромные клинописные библиотеки междуречья, для прочтения которых не хватит и сотни лет, зато по поводу полусказочной Атлантиды – разговоры могут идти годами).
Уставший от образования подросток уже не хочет «Все знать», но любит мечтать о таинственных и желательно романтических приключениях.
Его желания удовлетворяют многочисленные комиксы – фэнтези, фильмы фэнтези и компьютерные игры.
7.3.3 Хочется любви.
Подростковое сознание не хочет верить в свою смерть, а хочет верить в сказочную любовь со счастливым концом.
Эти потребности удовлетворяются бесконечными сериалами, периодически приносящими героям счастье и женскими любовными романами.
Учитывается и «горячий спрос» - по всем статистическим исследованием идет непрерывное нарастание объемов продажи порнографии.
7.3.4 Долой тягомотину.
Подросток быстро утомляется и начинает скучать, поэтому с 40х годов 20века нарастает скорость в зрелищах, достигнув пика в клипах. Сегодняшняя молодежь с трудом может смотреть старые фильмы, где нет экшена (быстрых погонь, стрельбы прыжков и прочих трюков) и нет драйва быстрой смены сцен, смены сюжетных линий. Скорость искупает любые нестыковки и откровенные ляпы.
Вывод – сегодня успешное действо должно быть динамичным.
Пример – подиум (показы мод), фестивали рекламы, фестивали клипов, торжество анекдота, выжимки (пересказы) содержания известных толстых романов.
7.3.5 Хочу быть героем.
Хитро –умный герой – атлет будет вечно жить приключениями и подвигами а читатель – зритель присвоив его, расцветит свою не очень интересную жизнь. Только чтобы в челюсть можно было съездить по настоящему, будь он там хоть монстр, хоть киборг. А если война идет на дистанции в световые годы методом распыления, то кому она нужна? Нет, лучше из бластера да в глаз.
Детективы мужские. детективы женские, детективы политкоректные с негром и евреем, Рэмбо 2 и Рокки 4,в джунглях в Антарктиде, в канализации.
Подростковый герой, как и сам подросток – не встроен в общество, и государство. Он не может дружить в козлами-ментами/продажными полицейскими, он где-то и сам против, его и самого могут разыскивать, но не вставайте на его благородном пути.
7.3.5 Деньги давай.
Как жить без денег, особенно когда они все время нужны, а их никогда не хватает – этот вопрос задает и старшее поколение, но молодое как-то особенно настойчиво. Да и какой герой без денег, и как его смогут полюбить красавицы? Поэтому - да здравствуют клады, сокровища и лотереи. Если найти тяжело, (хотя миноискатели давно в продаже), то пусть телевизионщики сами закопают и потом отдадут в ходе передачи. Подросток любит азарт и верит в лотерею. По всем каналам крутятся рулетки. Народ видит воплощение своей мечты хотя бы на телеэкране. Идут года, но рейтинги не падают. А теперь и подростковый садизм добавили – кто тут самое тупое и слабое звено, и ответ услышите - Сами они скоты и недоумки. Выражения часто захватывают больше чем сам процесс, живая эмоция знаете ли. Ну а для продвинутых – кроссворды и «своя игра».
7.3.6 Страхи
Мир не прост, конечно отрубленные пальцы в котлетах – это вряд ли. Но вот всякие маньяки – психопаты – подземные червяки, инопланетная слизь и различные «иные», опять же в виде червей забирающиеся в мозги, педофилы и рядовые насильники, поезда без машинистов, гигантские акулы и муравьи, взбесившиеся осы, клоуны и оживающие куклы, не говоря уже о старых добрых вампирах и Джеках –потрошителях. Все это пугает и захватывает, захватывает и пугает, а главное хорошо продается.
7.3.7 Раскрытие тайн.
Они - военные, ученые, цээрушники, и прочие взрослые люди, - знают, а не говорят. Они все попрятали, самое интересное и самое важное. Они принимали инопланетян, а на Луну наоборот не летали. Все уже давно телепортируется, в том числе и души, и кто сейчас бродит по Европе – об этом любопытным мальчикам и девочкам расскажут очередные Х-файлы, уфологические журналы, и серии книг «О непознанном».
7.3.8 О «прикиде».
Каждый присутствующий, вспомнив свое отрочество, или наблюдения за собственными детьми, несомненно, отметит какое важное место в их жизни занимает одежда, никто не проводит столько времени перед зеркалом и в тряпочных магазинах. У нас для мужской части населения машина является тоже частью имиджа или прикида. Интерес настолько велик, что обеспечивает выход десятков журналов мод и различных авторевю. Выходит много телевизионных передач, имеющие массовую нищую аудиторию, в которых ей подробно рассказывают о «драйв- тестах» для машин, стоящих более ста тысяч долларов и показы одежды, стоящей тысячи долларов.
7.3.9 Покажите нам нас самих.
В последнее время подросток пошел нравный. Перекормленный Героями и Негодяями, он захотел заняться легким нарцисизмом – теперь он смотрит кино про себя, будь то очередное «за стеклом», «я сама», «про это», или про то. Обыватель смотрит обывателя – и имеет на это право, т.к. именно он покупает все растворимые супы и восстанавливающие шампуни.
7.3.9 Основной инстинкт, или кто же не любит покушать?
А все любят кушать, причем чаще и больше, чем заниматься любовью. И попкорн в кинотеатре не последняя вещь. И давно уже незазорно петь под жратву, а в хорошо оплачиваемом месте и почетно. И выстраиваются культурные мероприятия граждан вокруг ресторанов. И для детей там игровые комнаты, чтобы и им и от них отдохнуть. И любое, как раньше говорили, культурное мероприятие, включает сегодня еду, по запросам почтенной публики.
7.3.10 Ленивый интерактив.
Оканчивается время застекленных музейных экспозиций. Подросток хочет все хватать на всем сидеть и все рычаги дергать, но при этом не сильно уставая и периодически перекусывая. Конечно, у нас нет пока «Дисней центров», но у же есть «чудо -города аттракционов». И если не везут еще по Нилу мимо «древнеегипетских деревень» для наблюдения жизни «древних египтян», то уже закуплены игровые симуляторы, где никуда не двигаясь, и сидя попой на большой игрушке получаешь ощущение полета-заплыва-заезда-танковой атаки, не очень уставая и в 2х шагах от стойки с гамбургерами.

Теперь, соединив все вышеперечисленные признаки Вы получаете шоу времен Римской империи, (и не только римской) когда «по улицам слона водили», и не только слона. Конечно, современные московские центры развлечений не сравнятся с Колизеями. Но проходят карнавалы с экзотической этноначинкой, туда люди на ходулях, веревках и шестах по старой памяти называющие себя театрами, туда же верблюды, рокеры и циркачи, нет пока секс меньшинств. Но ведь даже и антиглобалистов пока нет – сугубая провинция, господа-товарищи. Зато пачками театры мод, ростовые куклы и корабли на колесах. Причем заметьте – движется все это мимо зрителей, чтобы почтенная публика не устала, да и не поубивала шутки ради кого. Оно может не так интересно, как от быка бегать, или апельсинами кидаться. Но за оцеплением безопасней. У римлян повеселей и поразнообразней, да и интерактив с пальцами хорош, но и государство – не чета нашему, а так Экклезиаст прав – ничего нового.

Вторая часть доклада "Оформление оформления"

7.4 Продать можно все, но лучше всего прикол
Про искусство, продающееся взрослым. Взрослые делятся на своих и чужих, на знающих и незнающих, богатых и небогатых.
7.4.1 Взрослые свои и знающие и бедные – это как раз и есть искусствоведы – музейщики. Им два пути – сидеть на маленькой зарплате или пускаться в торговлю. Впоследствии, самые удачные из разбогатевших искусствоведов попадут на Т.В. где займутся дизайном интерьеров или белья, заимеют свои передачи и будут получать деньги за счет рекламы дезодорантов или кофе.
7.4.2 Взрослым своим и знающим и богатым – ничего продать нового невозможно – они не покупают, а вкладывают деньги в известные произведения. Но знающим бедным можно выжать из них немного денег, пугая отрицательным пиаром, и завлекая положительным, что впрочем, уже есть политика и требует, скажем «определения на довольствие» к партии со средствами.
7.4.3 Взрослые свои, бедные и незнающие – будут всегда потреблять все вышеперечисленное подростковое искусство, иногда покупать фабричные подарки-сувениры китайско-польского производства, и весьма редко, а может и несколько раз – картины на набережной у ЦДХ, или постеры в «Икее».
7.4.4 Взрослым чужие и знающим и богатым – уговорить их купить наше, даже и по дешевке, это личный подвиг продавца из третьей страны. А вот выклянчить деньги, доказав, что ты надежный и преданный агент их влияния очень даже можно. На то фонды там и придуманы, что бы здесь деньги раздавать. Но это опять политика, хотя и культурная.
7.4.4 Взрослые чужие бедные и незнающие – хороший объект для продаж матрешек, картин и вообще «чего изволите», ибо их бедность позволяет это купить. Главная задача – обаять и убедить, что берет качественную вещь задешево.
7.4.4 Взрослым чужие незнающим и богатым – надо понравиться лично, иначе шансов никаких, они привыкли советоваться с экспертами.
8. Способы заявки себя:
8.1 Главный – провокация. До сих пор надежен, прост, и не требует денежных вложений.
8.2 Попытка выдать за новое комбинацию старого.
Более трудоемкий. Так, как нового ничего нет, то эти попытки сводятся к комбинированию известного с известным. Так в кукольный театр вводятся реальные актеры, которые взаимодействуют с куклами, заменяют их. В спектакль вводятся элементы мюзикла, в мюзиклы – гимнастические элементы. В гимнастику, наоборот вводится сюжет, что опять делает ее больше зрелищем, чем шоу. Смотрят спектакль, наряды или кино под еду и выпивку.
8.3 Модернизация старой формы в шоу.
Как теперь говорят теоретики спорта – все возможные, для нормального человеческого организма, достижения уже установлены и теперь остается соревнование результатов превращать в увлекательные зрелища. Верх взяли игровые состязания. Везде торжествует спортивная форма, без которой спортсмен уже не может понравиться зрителям. Само спортивное мероприятие должно сопровождаться увлекательным комментарием, спортивный ведущий должен быть не менее талантливым, чем популярный конферансье.
Нагнетание страстей – может стать из довеска самостоятельным шоу. Так разговоры вокруг получасового боя боксеров Тайсона и Ленокса шли годами, в пропагандистское сопровождение этого мероприятия было вложено 25 млн. долларов, зато и прибыль получили 150 млн. Замминистра культуры Н.Л. Деменьтьева, для привлечения посетителей в музей Петропавловской крепости, призывает водить экскурсантов по стене, катать вокруг в лодке и т.п.

9 Вывод – Всеохватность и необоримость Американской культуры, подкрепленная гигантской экономикой, вынудит нас повторить все изложенное выше в своей, провинциальной версии, ноя и жалуясь на «засилье» и тщательно этому «засилью» следуя. Пока не заработает экономика не появится и массовый покупатель сколь горячо мы это не обсуждали и не желали б. Я не вижу внутренних причин для радужных экономических перспектив. Все талантливое, и укладывающееся в западную культурную парадигму – будет уезжать работать на Запад. Т.к. в России своего «Запада» в силу нашей ментальности не возникнет. Искусствоведы станут оформителями. Они будут обслуживать тончайший слой богатых, в виде птиц-говорунов, которые умны и сообразительны и нужны человеку с деньгами для антуражу. Другие будут обслуживать небогатые широкие массы, имитируя для них черты из «богатой жизни». В основном это дизайнерская работа типа «сам себе декоратор, стилист, кутюрье, модельер, и т.п.» а также бесконечные детские курсы и перепланировки дач и квартир. Так как ядерные боеголовки имеют срок годности, то может случиться, что достаточно скоро интерес к нашей культуре, обусловленный скажем «общим интересом», и ее влияние, и скажем «индекс цитирования» будет ну…как у Румынии – дай Бог, чтобы на карте нашли. Тем более что к тому времени Россия сократится до сегодняшних центральных областей. Вы скажете, а Достоевский, Чехов…, но ведь и в Румынии есть Дракула. Да, а вот что же есть для американцев в Венгрии или Финляндии? Ну уж искусствоведы, т.е. господа оформители – наверняка. И надо учится жить в маленькой провинциальной стране, а уж работы здесь оформителям найдется уйма. Сохранять мы не умеем, а вот интерьерчик обновить – медом не корми.

Вовк Игорь, Валя Метальникова.


Вернутся на главную страницу

Hosted by uCoz