Доклад «Скромные и нескромные желания»

Круглый стол в ГМИИ им. Пушкина «Наивный художник и музей», 11 февраля 2004 года.

Доклад «Скромные и нескромные желания»

НАИВ И КОНЕЦ СВЕТА
Мир стремительно приближается к своему завершению. Будущая цивилизация коренным образом будет отличаться от нынешней. Все предыдущие социальные механизмы и артефакты человеческого существования не будут волновать новых существ. Так же, как нас сегодня не очень волнуют особенности эстетических ощущений каких-нибудь кольчатых червей. Нет, конечно, конечно, информация будет храниться, и… и все. Наив, являясь скорее отклонением, чем нормой, вообще рискует занять одну строчку в «прекрасном новом мире», выстраиваемом Америкой. Там наверняка будут исправлять «отклонения, сбои и ошибки», вряд ли там позволят существовать такому особому типу сознания. Представьте себе современного программиста, зачитывающегося книгой 1970 года «Типичные нарушения работы и их последствия у электронно-вычислительной машины «Наири-2». С учетом этого сегодняшний разговор есть чистая «игра в бисер», т.к. сам предмет ее отойдет в небытие через 30-40 лет. Но тем не менее…

МЕЧТЫ
Любой аспирант мечтает стать академиком, а еще лучше запечатлеть свою фамилию в какой-нибудь формуле Бойля – Мариотта и попасть с ней в учебники.
Любой художник хочет видеть свои картины в музее. Музей для художника, как пьедестал для спортсмена, является и великой целью, и сертификатом качества.
Хотят этого и художники – любители. Большинство из них – самодеятельные художники, будучи людьми разумными, ориентированными на идеалы профессионального творчества, сознают свою второстепенность и мечтают о музеях тайно, «про себя», не забывая, впрочем, указывать в буклетиках, например, что:
Художник П.
Профессиональный художник.
С 1982 по 1985 гг. учился в ЗНУИ (Заочный народный университет искусств).
С 1992 года является членом Творческого Союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
В 1997 году удостоен звания «Заслуженный художник» и «Бакалавр современного искусства» Ассоциации «Искусство народов мира».
В апреле 2001 года избран членом – корреспондентом Академии менеджмента в образовании и культуре.
Художник П работает в различных жанрах: пейзажи, портреты, натюрморты, тематические композиции, что свидетельствует о широком диапозоне художника. Его творчество основывается на глубинных традициях народной культуры. Он сформировался под влиянием русской иконы, народного лубка, творчества таких художников, как Ларионова, Гончарова, Пиросманишвили, Фьюме, Руссо и других.
Авторский почерк П отличается метафоричностью, богатой ассоциативностью, вдохновенной импровизацией.
В настоящее время П – постоянный участник московских всероссийских и зарубежных выставок. Его картины находятся в частных коллекциях России, Германии, Франции, США,и других стран.
Поклонники и обожатели Брюллова, Семирадского, Бенуа и других классиков не могут покуситься на равенство со своим кумиром. Но ведь есть местные, краеведческие, небольшие музеи, где нет картин великих авторов и где не откажутся от хорошей работы. Ветераны, например, активно дарят свои работы военной тематики в Музей Великой Отечественной войны – отказаться тяжело.

ДАР ИЛИ ПРОДАЖА?
Конечно, лучше, если купят, но это сегодня даже для профессионалов остается мечтой. Тенденция общая, будь то образование, театр, живопись или реклама: хочешь сняться в ролике, даже статистом – заплати за это деньги сейчас, а потом, может быть, будут платить и тебе. Поэтому общей тенденцией остается дарение. Но есть исключения: Сафронов, Шилов, Церетели. Самодеятельные, в общем, авторы, тоже все дарят и дарят то городу, то стране, то президентам, но при этом «у них не убывает». Вот оно, зримое воплощение мечты, правда, мало кто из художников, приходящих в Народную галерею, представляет, какая огромная организационная работа стоит за этим.

ХОЧУ ЛУВР
Аутсайдеры и Наивные художники, а также все творцы, числящиеся в промежутке между этими состояниями, находятся в абсолютном меньшинстве по отношению к художникам самодеятельным, зато мыслят глобально, не размениваясь на мелочи. Борис Иванович Животов, при первой же встрече со мной, сказал что: «хочу устроить Лувр в Лотошино». Хотят «Третьяковскую галерею у себя на родине». Почему на родине, а не в Москве или в Париже? Потому, что в Париже уже есть. А еще надо поднимать культуру в России, особенно «на местах», где люди никогда не были в настоящих галереях и не смогли «приобщиться»…

Министру культуры М.Е. Швыдкому
От художницы А
…живописью начала заниматься с1986 г., после тяжелой болезни …создано более тысячи картин, проведено 80 выставок. Работы находятся в крупных музеях страны и в 18 странах мира: Канаде, США, Испании, Франции и др.
…Посетители выставок испытывают на себе благотворное влияние ауры света и цвета, картины успокаивают душу, вызывают высокие чувства любви к Родине, к родной земле. Самые разные пейзажи, яркие колоритные натюрморты передают глубину, щедрость и оптимизм души. Поэтические зарисовки также очаровательны и талантливы.
…награждена многими грамотами и дипломами (идет перечисление).
…провожу творческие вечера для студентов на базе городской библиотеки, а также экскурсии по выставке своих картин в городском выставочном зале.
На общественных началах часто выступаю перед учащимися и студентами, в трудовых коллективах с композициями своих стихов и песен…
Прошу Вас, помогите средствами на устройство галереи или хорошей мастерской, только централизованному федеральному бюджету это по силам.
… в ваших силах прислать ко мне съемочную группу ТВ и сделать фильм, показать на всю страну уникального человека, настоящего Героя России.
… прекрасно читаю стихи, … приезжайте ко мне в гости.

План по переустройству России включает авторский Лувр только как часть деятельности. Основной упор надо делать, конечно, на Министерство внутренних дел и сельское хозяйство. Многие страницы таких писем описывают устройство всей страны, от своего двора до самых до окраин.

ВЗРОСЛЫЕ ДЕТИ
Наивные художники, как неиспорченные дети, свято верят в разумность и правильность мира. Изначально для них нет плохих людей – они верят всем словам «взрослых», особенно правильным. Но видя, что жизнь не похожа на сказку – они сильно расстраиваются и обижаются на конкретных «нарушителей». Именно эти нарушители и виноваты во всех обманах, только о них еще не знают хорошие, настоящие люди. «Взрослые» работают генералами и другими начальниками, вещают с телеэкрана…Самый «взрослый» это Президент. Он почти отец, он может все дать своему любимому «ребенку», надо только «докричаться» до него.
Также как дети, наивы не любят маленьких, но постоянных, настойчивых пошаговых действий, их это утомляет и даже мучит. Они жалуются на обидчиков и ждут от «взрослых» защиты и покровительства. Они ждут чуда, и верят в его возможность.

СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ
Во-первых, можно обратится в местную администрацию, но результатов обычно никаких. Как правило, наивные художники числятся местными сумасшедшими, и относятся к ним соответственно. Можно написать депутату, губернатору. Но обычно эти стадии минуют и пишут сразу Министру культуры, Президенту, в Европейский суд и даже генеральному секретарю ООН «с уведомлением».
Иногда приходят формальные отписки. Бумага из такого важного места, на бланке, да с подписью – это счастье, это почти диалог, почти разговор. Бумагу эту, гордясь, показывают всем заинтересованным и незаинтересованным лицам. Но результат опять нулевой: музей не дают.
Тогда творец строит музей сам. Строит там, где разрешат родные и близкие люди. Тут все зависит от отношений в семье. Обычно – выгоняют в сарай, где автор развешивает картинки и ждет в гости школьников. Реже разрешают «безобразие» дома, стесняясь «перед людьми» и норовя поменять «страшные» портреты на пейзажи и букеты. Получается музей с посетителями – часто критикующими соседями и редкими восхищающимися корреспондентами.
Главное счастье – ходить важно с указкой и проводить экскурсию, объясняя все замыслы и значения, скрытые и раскрытые в своих картинах. На том художник обычно и успокаивается, но иногда просит государственного финансирования.
Перед смертью, как Третьяков, автор дарит и картины и «Лувр» своему району. Начальство простое обычно дар отвергает, начальство особо жадное дар берет и сваливает в кладовку местного ДК. Тоже и с родственниками: если был «опыт продаж» – не отдадут ничего и никому. Если прецедентов обмена холстов на деньги не было, то, выбрав, «что получше», остальное могут выбросить на помойку.

ПРИНИМАЮЩАЯ СТОРОНА
Принимающая сторона имеет сугубо интеллигентный вид и аналогичное содержание. Художники, корреспонденты, искусствоведы и прочие избранные «утомленные культурой».
В романтичные и непрагматичные 60 – 70-ые годы наивом «увлекались», тратя на это время и небольшие деньги и имея официальную «другую» зарплату.
Теперь же, превратившись из демиургов и пифий в небогатых оформителей, любители наива стали усиленно пытаться перековать его хоть в какие-то деньги, ибо кушать хочется всегда.

ДОКУМЕНТИК ПОКАЖИТЕ
И тут, конечно, музейный статус «своих» художников должен подтверждать потенциальному покупателю ликвидность товара, то есть возможность когда-то вернуть свои деньги, вложенные в картинку. Но уж больно мало отечественных любителей! Народ стремится приобрести что попроще и понадежней – антиквариат и другие предметы с длинной продажной историей.
Общенародное «ах» все так же будет раздаваться в кинотеатрах и галерее Шилова, месячная посещаемость которой перебьет пятилетнюю любой экспозиции наивной живописи.

ГДЕ ЖЕ ВЫ, ДРУЗЬЯ ОДНОПОЛЧАНЕ?
За границей, конечно. В советское время приличный областной город, не говоря уже о столицах республик, должен был иметь в обязательном порядке областной музей, оперный и балетный театр, филармонию. Эти атрибуты провинциального имперского пространства строились за счет империи по идеологическим соображениям. Их постоянный контингент составлял сотые доли населения, но власти важно было само наличие, а не посещаемость. «Кассу собирал» цирк и кинематограф, т.е. модифицированный балаган или, если хотите, Колизей.

НОВЫЕ – СТАРЫЕ ЦЕННОСТИ
В координатах сегодняшней единственной сверхдержавы – Америки балаган достиг почти римских масштабов, но еще доживают остатки «высокой культуры». Постмодерн основательно подточил и моральные и материальные условия ее бытования, деньги ушли в шоу, в попсу, в спорт, в зрелище. Но на сотню-другую кураторов крохи еще остались.

МАЛЕНЬКАЯ, НО ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТИЧКА
Наивное искусство – часть современного искусства, поэтому даже в захудалой стране с «переходной экономикой» вы найдете и музей современного искусства, и музей наивного искусства, и кинотеатр с американскими фильмами. Аборигены будут массово посещать кинотеатры, а кураторы музеев – жить на западные гранты или на небольшие «представительские», выбитые у своих чиновников. Их основная задача сводится к сбору «натурального» каучука и отправке его в метрополию.

ХРАМ ИЛИ ПАВИЛЬОН?
И хотя сегодняшний постмодерновый музей уж совсем не храм, а скорее торговая марка, и на его площадях можно показывать пауков или восковых кукол, продавать шубы или зубопротезное оборудование, но все же некий флер былого величия остался. Как известно, лишняя «медалька» на «марочном коньяке» не помешает, хотя все знают, как эти медали покупаются на ВДНХ. Точно так же самодеятельные художники платно вступают сегодня во всяческие «союзы», теша свое самолюбие и стараясь обольстить покупателя.

ЕСЛИ НЕ ВЫ, НО КТО ЖЕ?
Но музей и дилеры от искусства нужны. Ибо кто еще здесь займется наивным художником, ну разве только местные власти в попытке привлечь западных или хотя бы своих туристов. В попытке оформления «а ля рюсс» какой-нибудь аборигенной псевдоэтнографии типа «музея водки». Хотя и тут примитивист победит своей яркостью и понятностью.
Так что хвала музею, пусть даже в образе «пушной – каучуковой фактории». Все же интеллектуальный ресурс, к тому же возобновляемый, позволяет прожить кому-то, а кому-то и приобщиться, к особенностям уходящей цивилизации, пока время-то есть, целых лет 30...

Игорь Вовк – Ведущий методист Государственного Российского Дома народного творчества, руководитель «Народной галереи».
Валентина Метальникова – научный сотрудник Института Культурологии


возврат на Главную стр.

E-mail: igor-vovk@mtu-net.ru

Hosted by uCoz