Доклад Вовк Игоря Петровича и Метальниковой Валентины Владимировны "Наив в координатах современного искусства"

(Прочитан 16 ноября 2004 года. Конференция «Феномен наивного искусства и творчества аутсайдеров в наши дни и его проблемы» в рамках московского фестиваля наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив – 2004»)

ВЕЧНО МОЛОДОЕ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО.
Термин «современное» предполагает, что остальное искусство несовременное, устаревшее. Между тем современное искусство (далее – СИ) разменяло вторую сотню лет, т.е. пять поколений успело народиться и частично полечь в сыру землю-матушку. В музеях современного искусства на Западе сменились и смотрители, и сантехника. Перемерли и “отцы основатели”, и “отцы продолжатели”, а оно все современное и молодое.
Оно действительно останется вечно молодым, т.к. обслуживает (в смысле развлекает) людей с подростковым сознанием. Искусство взрослых давно перестало быть актуальным, оно занимает ничтожную долю в средствах массовой информации, что сегодня равносильно небытию.
В огромной цунами СИ, захлестнувшей Запад, есть “пара ведер” творцов с искренним, полудетским сознанием - наивов и “цистерна” аутсайдеров, но не они определяют содержание и мощь этого “девятого вала”.

А ЧТО РАНЬШЕ?
Раньше был мир взрослых. Взрослые люди носили бороды и бакенбарды, верили в науку и говорили, как им казалось, умные веши. Общество их внимательно слушало и верило им. А отдельным бородатым особям - так прямо внимало и ждало от них чудес и откровений. Взрослый кумир и выразитель чаяний надувался важностью и писал собрания сочинений.
Чтение пользовалось большой популярностью. Кроме него, искусство для взрослых производило драмы и балеты, живопись и садово-парковую архитектуру. Мир был взрослым и устойчивым, но немногие бородатые мужи понимали, что держался он остатками религиозного сознания и морали, по инерции, по большому количеству веков, прожитых с этим сознанием.
Еще раньше искусства было совсем немного и жило оно все больше во дворцах и палаццо, а мир держался религией и традицией.
Но всегда мир был поделен на империю и провинции.

ИМПЕРСКОЕ ИСКУССТВО
Империя задавала тон, а провинции старались ей подражать. Так что по существу везде было имперское искусство той или иной концентрации. Жили и правили в этом мире взрослые, они верили в Бога (или богов) и в свою миссию.
Подросток в этом мире неразличим, редко-редко мелькнет он фоном каких-то событий, как птичка в небе, и пропадет, ибо был он никем и никто.
Империя велика и понятна. Имперское искусство прославляет империю и вселяет радость в ее подданных. Оно должно быть величественным (т.е в переводе на народный язык - большим и красивым) и доступным для понимания всех подданных.
Большого размера здания и сооружения с ясно читаемой идеей, украшенные фресками, мозаиками, горельефами, скульптурами, живописью, не требующими искусствоведческих толкований, понятными “с первого взгляда”. Все имперское искусство – это знаменитое “Славься, славься, русский народ” Глинки, выполненное в материалах, надежно противостоящих времени. Подставим вместо «русский» - «римский», «британский» или «американский» народ и получим разное, но великое искусство.
В отличие от искусств заштатных народов, от искусств маргинальных, оно охватывает большинство населения планеты и уже в силу этого становится родным фоном для детства, отрочества, юности жителей империи. Нормы восприятия, заложенные в детстве, будут сопровождать их всю жизнь. Все великие стили были рождены внутри империй и связанны с ними кровным родством.

БРИАН - ЭТО ГОЛОВА
Сила без головы, т.е. без идеологии, тоже рождает империю, например Александра Македонского, но она рушится сразу после смерти ее создателя. Вообще большое людское разноплеменное и разноязыкое образование держится либо страхом (это участь “добровольно присоединенных” иноязычных народов), либо верой. Самая надежная вера – в общего Бога.

БОГ - ЛУЧШЕЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ИМПЕРИИ
Народы, чья ассимиляция завершилась принятием имперской веры, становятся своими и разделяют судьбу “народа-основателя”. Другие рано или поздно неизбежно покинут “большого брата”, накопив к нему кучу претензий. Естественно, имперская культура прославляла свою веру, и лучшие творения человека были посвящены Богу - храмы древней Греции и Рима, собор Святой Софии в Константинополе, Кельнский собор и т.п.

УТРАТА БОГА И ОБРЕТЕНИЕ ИСКУССТВА.
Человек по своей природе существо нетерпеливое. И если долго, по его мнению, ничего не происходит, то он начинает скучать. К концу Средних веков он устал ждать второго пришествия. Возрождение начало подменять Бога искусством. С каждым веком, для современников, Бога становилось все меньше, а искусства больше.
К концу 19 века среди интеллигенции верить уже считалось как-то неумно и даже неприлично. Восторженные ожидания механического будущего истребили традицию. Ответы на главные вопросы должна была теперь давать литература и живопись.
Как-то быстро выяснилось, что она их не знает. Не там ищем, смекнули творцы, и метод тыка сменился перебором. Перебравши все, остались ни с чем. Отсюда началась тоска, а вместе с ней и современное искусство.

БОГ И МАММОНА
Человеческой натуре чуждо бесцельное существование. Человек грустит без Бога, и когда теряет его - старается заполнить дыру в душе предметами потребления.
Накопительство и потребительство, раз проникнув в человека через маленькую дырочку, постепенно овладевают им всем и рождают общество потребления. Страшна и велика сила его соблазна - ибо блага его, пусть непродолжительные, но реальные, плотские, здешние.
Вместе с потребительством растет желание власти и гордыня. И вот сначала рядом с храмами, а потом и вместо них появляются дворцы и виллы с вензелями хозяев на фасаде.
Сегодня целые индустрии работают на человеческое тщеславие - и порабощенная вещами особь с бесконечной настойчивостью зарабатывает деньги на очередной статусный товар, будь то автомобиль, недвижимость, или другая “игрушка для взрослых”.
Вместо лествицы духовной подростков натаскивают на карьерный рост любой ценой. Каждая ступень успеха обозначается возможностью покупки определенного набора вещей. Вещи и статус, как наркотик, очаровали почти все население, почти...

ЖИЗНЬ НЕВОЗМОЖНО ПОВЕРНУТЬ НАЗАД
Верно пела Алла Борисовна - прогресс в виде овладения новыми знаниями уже не остановить, независимо от любого желания. Запрет (например на клонирование) рождает только дополнительный азарт к его преодолению.
Постиндустриальное общество с каждым годом ускоряет свое материальное могущество. В схватках традиционных, религиозных сообществ с этим монстром результат известен заранее. Сначала народ успешно соблазняется вещами, т.е. подменяется целеполагание его народной жизни, а затем додавливается огромной военной силой.
На одного убитого американца сегодня приходятся сотни и тысячи его убитых врагов. Война против Югославии вообще была выиграна дистанционно. Ирак просто забомбить, к сожалению, нельзя т.к. из него надо еще нефть выкачивать.
Итак, грядущая победа Америки - вопрос очень близкого времени. И вот, когда шар земной будет поделен между американцами и китайцами или кем-то одним выжившим из этих двух лучших. Когда свершится, когда “строили, строили и наконец построили”, как сказал Чебурашка, тогда со всей остротой станет вопрос - а для чего было затеяно это строительство. И без Бога ответ невозможен, ненаходим.
Вопрос этот задала себе европейская интеллигенция в конце 19 века и ответила на него эпидемией самоубийств и экспрессионизмом. В Европе рушились великие империи - Австро-Венгерская, Французская, Германская, Британская. Общество болело, агонизировало.
Была попытка захватом колоний заткнуть внутреннюю обезбоженность, но через 50 лет отобрали эти азиатские и африканские владения и вместо успокаивающего мозги дачного строительства пришлось заниматься собой.

ЛЕЧИТЬ ИЛЬ НАСЛАЖДАТЬСЯ?
Почти весь 20 век интеллектуальная Европа болела, тяжело, безнадежно и только к концу она решилась вновь воспользоваться единственным безбожным и действенным рецептом от хандры - объединилась в новую империю ЕВРОСОЮЗ с полумиллиардным населением.
Если болезнь серьезная, то у больного есть два выхода - пытаться лечится и пустится во все тяжкие (“Достучаться до небес”). Разуверившийся в Боге не вернется к нему, он будет ждать бессмертия от науки, стараясь подольше быть молодым (а вдруг успеет дожить) и реализовать все свои сегодняшние табуированные желания, будь то инцест или садомазохизм.
Весь 20 век Европа страдала и наслаждалась современными сатурналиями. Плоть торжествовала, а дух метался, оставаясь неприкаянным. Больное общество легализовало болезнь, объявило ее терпимой нормой и ввело в право, литературу, искусство.

ПРИВАТИЗАЦИЯ ПО-АМЕРИКАНСКИ
Юная Америка в начале 20 века была быстрорастущей, бодрой и провинциальной страной. Своих стилей не имела, а банально свозила английские замки и французскую живопись к себе. Ориентировалась, как и положено, на французскую моду и была при всей предприимчивости крайне невинна.
Но после первой мировой, став общемировым лидером, она, как и положено империи, шарахнула в небо размером. Были построены очередные Вавилонские башни, а Голливуд начал покорять мир своими волшебными историями.
В какой-то момент Америка подхватила выпадающее из французско-немецких, убивающих друг друга рук, современное искусство. Она приватизировала его и вложила большие деньги в пиар (а денег больше, чем у Америки, нет нигде). И почувствовала, наконец, себя ЛИДЕРОМ и в искусстве. И это стало правдой - ибо весь мир всегда подражает империи, вокруг которой он крутится.

ЧЕМ АМЕРИКА ПРЕЛЬСТИЛАСЬ?
Любая юная особь, будь то девушка или актер, а того более молодая империя, стремится к самости, к оригинальности, к своему неповторимому образу. И подхватывает она самое модное веянье на тот момент. Модным оказались европейские комплексы.
Америка комплексами не страдала, но в игру вступила. Прельстила простота объявления любого предмета искусством. Достаточно было обернуть любой предмет искусствоведческой туалетной бумагой (а желающих интеллектуалов всегда тьма) – и появлялся новый готовый к продаже продукт.
Одновременно американская банальная жизнь конституировалась, объявлялась искусством и вообще лучшей жизнью на земле. Имитацией наива занимается образованный примитивизм. Европейские больные “ломки” без Бога сытые и здоровые американцы заменили своим современным искусством.
Протестантские мозги дали большой запас прочности против душевного нездоровья, спрятанного внутри всех этих хеппинингов и инсталляций, а американский менеджерский подход сумел и вовсе превратить человечьи муки в разновидность шоу, то бишь зрелища.
Разница - как между Феллиниевским “8 1/2” и американским “Милая Черити”. Разница между гениальностью и ремеслом. Моральные ценности против такого ремесла у них устоять могут. Так, при всей Американской свободе, Буша выбрали второй раз еще и потому, что он против абортов и однополых браков.

ТВОРЦЫ (ИМПЕРСКИЕ)
Имперскому обществу, прямо скажем, не очень нужны больноватые люди на местах пророков. Это как дружба с афроамериканцами. Одно дело голливудская продукция, совсем другое – сходить вечером в их район “подружиться”.
Поэтому все истории про психиатрические выверты маньяков, убийц и других не совсем традиционных граждан смотрятся в кинотеатрах и мыльных сериалах. Для реальных же встреч с “иными” каждый здоровый американец держит в доме винтовку, и не одну. Количество стволов давно превысило число жителей в самой толерантной империи. Один рядовой по российским меркам педофил повергает современную Бельгию с Францией в многолетний пещерный ужас.
Поэтому и современным искусством занимаются вполне вменяемые люди, очень не чуждые менеджменту и девелопингу. Самые неформальные деятели СИ, борцы со всем и вся давно стали частью истэблишмента, особо отличившиеся ниспровергатели получили рыцарское звание и все искренне встают и поют, когда звучит гимн родной страны.
Задержавшиеся в подростковом возрасте тоже не пропадают -переходят в Гринпис, борются за свободу китов и, не мешая окружающим, ждут пришельцев в своих особых энергетических местах.

И ПОКЛОННИКИ (ИМПЕРСКИЕ)
А кто же зритель, потребитель, любитель - а все тот же Бивис да Батхед, и молодой и подрощенный. В империи естественный протестный пубертатный период оканчивается приличной работой и семейными ценностями.
Бывшие поклонники травки и групповух теперь очень озабочены поведением своих чад и работают не покладая рук для их блага.
Так что в Америке престидижитаторы вполне вменяемы, приток поклонников обеспечивается постоянным ростом населения, естественно в обязательном порядке переживающим чудный подростковый возраст.

ПОЧЕМУ ДЕТИ ЗАМЕНИЛИ БОГА?
В обезбоженном мире человек не верит в свое бессмертие, но верит в передачу себя или хотя бы своего генетического кода будущему. Как лиана отростками, он детьми пытается пробраться в вечность.
Место личной христианской ответственности перед Богом вновь занял ветхозаветный призыв «плодитесь и размножайтесь». Выигрывает не тот, кто лучше, а кого больше. Жизнь вернулась к животному дарвинизму, и вот албанцы захватывают часть Сербии. И вот Европе грозят ортодоксальные мусульмане, а нам китайцы, потому что у них как-то лучше получается с размножением.
И каждая желающая выжить современная семья поместила ребенка на пьедестал. Общественные, государственные идеалы и коллективные нравственные ценности современная семья замещает своим индивидуальным продолжением. Чем провинциальнее, чем дальше от центра империи, тем «животнее» современная семья. У нее все траты - одежда, развлечения, здоровье, образование, жилье – все ради детей, т.е. своей продолженной жизни. На детей зарабатывают, для детей откладывают накопления.
Ребенок стал самым финансово-емким объектом и главным потребителем всех благ. Общество потребителей моментально подстроилось под желания столь важного покупателя.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ДЕТСКИЙ МИР.
Оканчивающийся мир перестал быть взрослым, перестал быть ответственным, перестал сохранять всех, перестал думать о будущем всех, он сбросил с себя все обязательства и оставил только удовольствия своего тела. Оставшись без Бога, человечество стало бомжом, живущим сомнительными удовольствиями одного дня без надежды, без будущего.
Освобождение от Высшего, казалось, дало ему полную свободу, свободу делать хорошее и нехорошее. А как-то получается только нехорошее. Тоска магнитом тянет к лекарственному забвению телесными наслаждениями, что вполне соответствует подростковой психологии.
Подросток эгоцентричен, дерзок, самоуверен, неблагодарен, не может оценить опасности, не ценит жизнь чужого и свою тоже, хотя уверен, что будет жить вечно. Неуравновешенный, подверженный тысячам комплексов, он жаждет наслаждений простых и ярких, быстрых и доступных, а еще он жаждет взрослости, которую понимает как механическое расширение своего ХОЧУ. Он хочет вести себя как очередной кумир из кино. Разговоры об ответственности он называет занудством и старается жить только для себя.

ПОДРОСТКОВЫЕ РАДОСТИ
Определяется подростковое искусство легко: во-первых, другого почти не осталось, во-вторых, оно должно “прикалывать”, не “зажигать”, а именно “прикалывать”. Суть прикола в спотыкании, остановке бесцельно шатающегося и скучающего подростка.
Если вам, взрослому человеку, показывают нечто шокирующие, вызывающее внутренний протест или здоровую брезгливость – значит, в этот раз вы опять не миновали СИ.
Подросток в силу своего небольшого возраста, гормонов и громадного желания заявить о себе обожает ниспровержения и разрушения, жестокость, силу и кровь, преступление различных границ и жаждет секса.
Он самозабвенно обожает себя, когда придумает что-то, в этот момент он верит в свою гениальность. Он смело соединяет дохлую крысу с деревякой и железякой придумывает этому концептуальное название, после чего гордость распирает его и он бежит к взрослым за признанием и деньгами.
Жалко, деньги дают не всем, а то современными художниками стали бы все поголовно. Сейчас в Нью-Йорке 600 000 тысяч человек числят себя художниками, но добыть достаточно денег за свои творения умеют несколько сотен. Крашение Томом Сойером забора и поход с Финном на кладбище сегодня бы очень вписалось в современную “арт практику”.
Конечно, 19 век был просто невинен по сравнению с 21. Теперь общество болеет, оргии и вакханалии, вольное обращение со здравым смыслом не может улучшить здоровье.
По прогнозам, через десяток лет количество инвалидов может достигнуть 20%. Этот непрекращающийся праздник жизни странным образом и быстрым образом ведет к концу. Достаточно пройтись по Чистым прудам, где оттягивается обдолбанная молодежь, у имперского памятника Грибоедову, сидящая и лежащая буквально в гноище, среди блевотины, бомжей и экскрементов и поголовно мобильно телефонизированная, что характерно.

ЗАРОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ИСКУССТВА.
Раз ничего нет ТАМ, то реализоваться можно только здесь, и желательно побыстрее. Балаган и оперетта в 19 веке всегда находились на переднем краю активной жизни. “Время идет, забывать о том нельзя, надо прожить нашу молодость не зря”, что подразумевало девочек и “пей вино из полных чар”. Но глупо останавливаться на достигнутом.
Молодежь это поняла первой и поэтому, перед тем как стать подростковым, СИ прошло «молодежную» стадию. Молодые люди будировали общество манифестами, «красными рубашоночками» или полным отсутствием оных и весьма нравились друг другу.
Раз Бога нет, то все дозволено. От стыдливого Чайковского к нахрапистому Дягилеву, к мирискусникам. А сейчас вот все социалисты ЕС клеймят позором итальянского претендента на министерское кресло, который осмелился заявить, что ему не нравится гомосексуализм.
Ну, это одна сторона медальки – гедонизм вновь обретенный, на другой-то – отчаянье. Астрономия к началу 20 века открыла рядовому интеллигенту бездну, что звезд полна. Люди с развитым воображением прямо скажем, не обрадовались. Обидно, да, как говорил товарищ Саахов. Микроб какой-то среди черных дыр.
«Ах так, а задницу в ответ не хотите», сказали самые молодые и радикальные и «вообще все запретное щас наружу вывернем». Так злится человек на Природу, т.е. на Бога, в которого не верит.
От желтой кофты к трясению причинными местами, публичному спариванию, групповухе, полигамии, педо, зоо и прочим филиям. Не сказать чтобы эти радости слома эпох были неизвестны, но количество быстро перешло в качество.

ВЕК 20 - НАЧАЛО ЗАПЛЫВА
Как всегда, то, что плавало глубоко – давно утонуло, а то, что поверху – прекрасно жило, жило и потом писало мемуары. Покрывалось эта имитация, как и было положено в начале 20 века, вуалькой страданий и тяжестью жития в этом мире.
Теперь, по прошествию огромного времени, читая мемуары бывших вьюношей, обретших имущество, живот и многочисленных потомков, как-то неудобно вещать о роковых страданиях, лишних людях, пустоте жизни и желании самоубиться. Но все они - в теле-, радио- и прочих мемуарах очень любили поговорить о неимоверных гонениях, притеснениях и т. п. ужасах и внутренних проблемах, которые они таки преодолели.
Окружающие сомневаются и спрашивают: отчего же не воплотили свои суицидные желания? И как за столько-то лет и с каких таких ужасов, столько детей появилось и столько водки с друзьями выпито?
Вот Нижинский - это действительно, это поверишь, или там Хлебников. Но этот тип необязателен, по психушкам сидит, мрет сам, и за год вперед, в отличии от VIP страдальцев, своих бизнес-планов не знает.

ЖИЗНЬ В РОССИЙСКИЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
В обществе переходного периода с переходной экономикой все переходит, кроме бедности. Как-то оно забуксовывает по пути в светлую даль. Мы, как черепаха в хрустальной вазе, только 15 лет лапками машем, а латиноамериканские демократии уже третью сотню разменивают.
И что интересно, и у них и у нас все согласны быть богатыми здоровыми и молодыми, и многие даже знают, на что потратить деньги, когда они появятся. Тут мы уже давно стали специалистами. Нас телевизор с журналами обучил красивой жизни. Но пока большинство смотрит ТВ - меньшинство деньги миллиардами за границу вывозит.

ЗА КАКОЙ НАШ ТОВАР МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ИХ ДЕНЬГИ
Жить стало очень даже свободно, но крайне тяжело. Т.е. чудес нет, а деньги есть, но только не у тебя. И тут прямо задумаешься, делать-то что.
Так не дают, проверено, даже если язык их выучишь. Ты его и ручонками, и подпрыгиваешь, то за фалды, то за штанину - дяденька, “гебен зи мир битте”, “кен спик вери мач” - не дает, гад, и все. “Их бин фольксдойч, битлз, жвачка, дружба” - не замечает.
“Ща, постой. Мы тоже не любим ЭТУ страну” - ага, нагнулся, смотрит, в карман полез. “Дяденька, Вы не забывайте, я и иконы могу вывезти… что здесь порубить…, топором…., это мы щас, это нам как в Пушкинском насрать”. Пошла деньга, полилась зеленая.
“Долой диктатора Лукашенко с европейской нефтяной трубы” - ух как привалило. “Свободу ЮКОСу, спасибо Америке за разгром фашизма и высокую культуру”. И телеведущим могу, и искусствоведом….
“Кто не с Америкой - тот козлина последняя”. И за квартиру, дядя, спасибо, и за машину, и деток вашим именем назовем, и любить они Вас будут. И кто ж его осудит, когда он так хорошо устроился, умеет, значит, жить.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО, НЕДОРОСЛИ И ДЕНЬГИ
Ребенок, избалованный шальными деньгами - существо хамское и опасное. Колбаса с булками для него в магазине растет. Машины дорогие красивые в автосалонах самозарождаются. Жнет, сеет и на конвейере рули к колесам прикручивает другой вид людей - быдло. Которое деньги должно зарабатывать. А подростку деньги и так дадут. Есть такие добрые дяди, которые любят гадких мальчиков и девочек.

ЧТО НЕМЦУ СМЕРТЬ, ТО АМЕРИКАНЦУ ШОУ, А РУССКОМУ СЕГОДНЯ ЧТО?
Сегодняшнее русское современное искусство (как и вообще любое СИ в стране третьего мира) - это просто талон на будущую жизнь в “Пакс Американа”. Как ранее т.н. правозащитная деятельность была одним из немногих способов эмиграции, так сегодняшнее СИ - способ небедно жить в России и даже стать “публичным человеком”, т.е. местно прославиться.
Зарубежные фонды предпочитают работать, т.е. давать деньги и советы, вполне вменяемым господам, т.е. имитаторам, ибо они гарантируют тот результат, который от них ждут. Ну не связываться же с реальными полусумашедшими людьми. Поэтому наши современные художники ездят в дорогих иномарках, не переводятся на страницах гламурных журналов, “живут” в телевизоре, который давно заменил всякую реальность.
Почти все они заняты в предвыборных компаниях прозападных партий и ведут богемную жизнь, перемежающуюся госслужбой. Кстати, бывший правозащитник и политический сиделец Олег Павловский теперь главный политтехнолог страны. Теперешние телеведущие – это высший пилотаж современного искусства - какие Доренко хеппенинги устраивал, да и ныне мастера не перевелись.

НУ И КАК НА ЭТО СМОТРЕТЬ?
Спокойно, ибо наша империя умерла, и инициативные люди без Веры Православной не надеются на Бога, а ищут пропитания на стороне. Современные отходники. Из нашей деревни в их Западный город. “Сам себя считаю городским теперь я. Здесь моя работа, здесь мои друзья...”
Так устроен человек. Не умерли же все римляне после того, как их гунны разные завоевали. Некоторые нашли, так сказать, “формы сотрудничества с новым порядком”. На то и дана свобода выбора, чтобы каждый выбирал ширину ворот, которыми ему идти.

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И БУДУЩЕЕ
Будущего Гомо сапиенсу, прямо скажем, немного осталось, лет 30, максимум 50. Как модно сейчас говорить на ТВ, “миссия комплитед”. Там уж новая электронная игра загрузится.
А человеческие особи со всеми их деяниями и идеалами заархивированными будут лежать, как ракушка в меловом пласту, в каком-то там файле.
Или придут на Страшный Суд. Это кому как нравится, по вере его. Только вот в ракушкином случае, как в пробке московской - не окажется ни победителей, ни проигравших, ни жигуленка, ни хаммера, ибо все мертвы будут.
А до того разберутся американцы с исламским миром, который нас сегодня прикрывает, и возьмутся за матушку, в смысле Расею, она и Евросоюзу, как выяснилось, жить мешает.
Количество изучающих английский язык сильно увеличится. Среди выживших его знание, наверное, достигнет 100 процентов, а может, он станет вторым (или первым) государственным языком (как в Индии в 19 веке).
Но, с другой стороны, темпы роста нашего великого соседа Китая, строящего, как и Америка, последнюю империю предвещают для нас совсем нескучные дни. Ибо мы считаем, что урегулировали территориальный вопрос - а у них почему-то атласы по-другому покрашены. Скоро-скоро надо ожидать появления у нас деятелей “современного искусства”, ориентированных на Большого брата с Востока.

СЛОН ИЛИ ДРАКОН?
Допустим, победил слон дракона, тут уж пафос имперский развернется, с планетарными-то ресурсами. Тут уж Рим с Византией за пояс заткнут, тут уж ударят автопробегом по египетским пирамидам.
Современное искусство испарится как дым, никакого онанизма, проводков, палочек, рваных бумажек и какающих Бренеров ситуация не потерпит. Там появятся свои белокурые бестии, свои Лени Рифеншталь. Колоссы, непредставимые сегодняшнему обывателю, поплывут над единой планетой. Последний англосаксонский крик человечества будет мощным и гортанным.
Или вот дракон победит. Тут, конечно, другая картинка с термоса китайского, оставшегося где-то в детстве - пагоды немыслимые среди цветов, изречения Конфуция в небе... но и тут нет современного искусства, и тут нет ни Вуди Аллена, ни Уорхола.

ВОЙНА ИЛИ НАУКА?
Есть еще и третий вариант: на фоне продолжающихся сатурналий и прочих безобразий, и до последней войны, наука таки успевает открыть бессмертие, она же новая форма жизни. И вот лучшая часть человечества (в смысле богатая), побаиваясь, но быстро-быстро трансформируется в великое “Туда не знаю куда”.
Конечно, могут взять и всех, но главным товарищам будет обидно - бедные этого явно не заслужили, да и несимпатичные они совсем. В этой партии современное искусство доживает до конца времен и умирает вместе с человечеством.
Что случится быстрее - зависит и от людей, которые трудятся в американских лабораториях, и от американских солдат в Ираке, и от китайской разведки и контрразведки, и от тех пропагандистских американских служб, которые будут промывать китайцам мозги, и от амбициозности очередного китайского генсека, даже от исламистов еще что-то зависит, но это никак не зависит от нас. В связи с чем слушающим предлагается жить радостно и не озабочивать себя лишними проблемами.

КОНЕК-ГОРБУНОК
Ну и где же здесь наив, спросите Вы. А сбоку-припеку современного искусства. Из наива-аутсайдерства ни в депутаты, ни в политтехнологи дороги нет. Короче – «самый младший был дурак», это как раз про нас.
И катаемся-встречаемся мы со своими художниками ради собственного удовольствия, ибо по-другому не выдержишь.
Открылся Центр современного искусства, и побежал туда народ выставляться. А ему говорят – мы с конкретными людьми не работаем, мы работаем с проектами, а если и работаем - то со своими, т.к. их качество нас удовлетворяет. И тут вспоминается фраза Остапа Бендера: «Если Паниковский пустит еще одного рогоносца, не служить больше Паниковскому. Уволю без выходного пособия». Действительно, вдруг вместо своего Берлаги придет настоящий вице-король Индии, пахнущий бомжом и даже не читавший знаменитого труда по СИ «ярбух фюр психоаналитик».
Так что греха на нас нет, мы и сами вице-короли, сами аутсайдеры в этих координатах, в волне этой мутноватой СИ. С чем Вас и поздравляем.


ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Hosted by uCoz