ДОКЛАД В. В. МЕТАЛЬНИКОВОЙ "Общение в сети Интернет: специфика, участники, смысл".

ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
Западными исследователями не выявлено связи между пользованием Интернетом, с одной стороны, и возрастом и социальным положением – с другой. В России положение то и дело меняется, но наиболее устойчивой группой потребителей остаются возрастные группы от 14 до 45 лет с устойчивым доходом выше минимального.

ИНТЕРНЕТ-ПРОДУКТЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

1. Очевидное и первичное: Интернет – база данных: библиотеки, массив сведений и т.п. – более удобная форма получения информации.
2. Интернет как пресса: Интернет-версии изданий, новостные сайты, сайты регионов, компаний и т.п. Сюда же можно отнести и порносайты, составляющие заметную долю Сети, в том, самом распространенном, случае, когда к ним относятся как к порножурналам или порнофильмам, т.е. выступают пассивными наблюдателями.
3. Интернет как возможность презентации: литература, изобразительное творчество, коллекции и т.п. (сайты, куда можно прислать собственные стихи или прозу, разместить картинку или карикатуру, отдельные странички, посвященные палиндромам, и т.п.) Можно рассматривать как частный случай п. 4.
4. Интернет как средство общения.
5. Интернет-игры (практически безличные, не требуют персональных контактов; могут служить темой разговора либо использоваться как тематические страницы). Собственно игры как наиболее яркий пример виртуальной реальности и их психологическое воздействие наиболее часто и рассматриваются как пример влияния Интернета на поведение человека.
6. Специфические формы Интернета.
Сеть предлагает довольно много форм «интерактивной шутки». Так, сайт "Враги.Ру" (http://www.vragi.ru) предлагает возможность виртуальной расправы над врагами во множестве вариантов, от банальных "дать в глаз" или "казнить на электрическом стуле" до более изощренных: "сделать суринамской пипой", "исключить из партии", "извалять в канцелярских кнопках", "напоить до посинения, а потом не дать опохмелиться".
Есть сайты, предлагающие желающим продать Родину (природные ресурсы, государственные секреты, участок государственной границы или таможни на выбор), или купить «российский воздух в бутылках из-под русской водки, советского шампанского и лимонада «Буратино»".
В Интернете можно разместить заказ на уход за реальной могилой или воспроизвести на сайте реальную могилу, некролог и фотографию умершего (зашедшие могут даже возложить цветы – выбор здесь же).
Недолгое время в моде были кладбища сайтов – но поскольку всякий необновляемый сайт уже является собственной могилой, а таких множество, особенно после падения ажиотажного интереса к Интернету и высоким технологиям, постольку едва ли не половина Рунета может считаться такой братской могилой.
Очень популярны в Интернете кладбища реальных домашних животных, а когда в моде были тамагочи – то и тамагочи. Есть опыт предложения в Сети создать самому себе памятник при жизни (ясно, «нерукотворный»), придумав и разместив собственный монумент с эпитафией.
И, конечно, нельзя не упомянуть множество сайтов, где представлены редкие или забавные картинки, этикетки, фотографии, цитаты, кадры и т.п.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ИНТЕРНЕТ

Изобразительные средства Интернет подчинены прежде всего техническим требованиям «легкой загрузки»: они не должны быть слишком сложными, громоздкими, требующими большого объема памяти и длительного ожидания «пока скачается». Их можно разделить на две основные категории:
1. собственно технические средства – оформление сайтов: цвет фона, заголовков, наличиеотсутствие картинок, логотипов и т.п. Здесь абсолютно главное – вышеупомянутая легкость загрузки. Единство технических требований и решаемых задач продиктовали униформность сайтов: локальные цвета, размещение разделов, кнопок поиска, счетчика посещений и т.п.
К этой же категории отнесем фотографии или рисунки товаров на сайтах Интернет-магазинов и (с некоторой натяжкой) иллюстрации к статьям в новостных сайтах, интернет-версиях газет и т.п.: появление таких «картинок» вызвано прежде всего функциональной необходимостью.
2. самостоятельные изображения.
В них, в свой черед, тоже выделяются две категории:
1. реальные объекты, которые через Интернет становятся доступны к обозрению;
2. Интернет-картинки: открытки, баннеры (ближайший аналог – выносы в полиграфии), флэш-картинки и т.п.
1. Главным достоинством компьютерной сети виделась именно первая категория – считалось, что благодаря ей каждый сможет приобщиться, например, к богатствам мировой культуры. Так, музеи помещают в Интернет изображения своих экспонатов – картин, скульптур и т.п., на научных сайтах встречаются изображения изучаемых объектов (от космических объектов до страниц из книг). Однако этим пользователи Сети, конечно, не ограничились, и в Интернете появилось то, что можно назвать «личными коллекциями». Это могут быть, во-первых, произведения самого владельца сайта: картины, скульптуры, фотографии; во-вторых, действительно «коллекции» владельца сайта – изображения интересующих его предметов: наклеек, марок, забавных надписей. Иногда такие коллекции превращаются в самостоятельный сайт, куда присылают изображения, соответствующие теме, и другие пользователи Сети. Обе первые категории формируются из объектов, которые могут иметь (по крайней мере, по мнению организаторов) самостоятельную ценность. Личность владельца здесь как бы отступает на второй план. И, наконец, третий тип «личной коллекции» - своего рода самопрезентация, непосредственно личностно окрашенный набор объектов: фотографии себя любимого, своей семьи, своих домашних животных и т.п. Понятно, чем мотивированы такие изображения на персональных страничках или на сайтах знакомств. Но такой же набор изображений может появиться, например, на страницах музыкальных Интернет-изданий («Вокалист за едой», «Мы с друзьями на концерте»), на туристических сайтах («Как мы съездили в Таиланд», «Мои впечатления об Италии», «Я в горах» и т.п.). Цель таких коллекций (и их размещения) вовсе необязательно заключается в рассказе об их владельце – это могут быть действительно личные впечатления об объекте, вызывающем широкий интерес, будь то страна или музыкант. В коллекциях такого рода просто не задействованы такие критерии, как художественное качество, объективность и «протокольность», зато есть такие свойства, как «домашность» и субъективность.
2. Интернет-картинками мы здесь будем называть изображения, использующие компьютерные возможности передачи движения. Иногда эти возможности разворачиваются до минифильмов – мультфильмов (типа знаменитой «Масяни») или открыток – рекламных роликов с сюжетом и слоганом. Такие, например, предлагает сайт фирмы «Холмарк»: хозяйка уходит, по комнате носится котенок, затем появляется надпись «Весь мир – просто кошачья игрушка», и все это с музыкальным сопровождением. Но даже на этом «продвинутом» сайте таких картинок немного: динамика в основном проявляется нехитрыми способами – постепенным появлением фразы, развевающимся шарфом, виляющим хвостом и т.п. Российские же художники используют практически только такую незамысловатую динамику, немногим богаче открыток 70-х годов с «подмигивающими» японками.
В баннерах (кратких анонсах сообщения) картинка может быть просто статичной: главное – чтобы и изображение, и сопровождающая его фраза привлекали внимание. Баннеры и флэш-картинки (изображения в технологии «флэш», т.е. динамичные) – это прежде всего реклама. Они и строятся преимущественно по законам рекламы – собственно от Интернета здесь только возможность сразу перейти к рекламируемому объектутексту, просто «кликнув» мышкой на изображении.
Разумеется, предложенное деление в высокой степени условно. Так, на сайтах автомобильных компаний можно увидеть, например, трехмерное изображение автомобиля, которое можно поворачивать под разными углами – своего рода компьютерная модель реального объекта.

ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ

Можно говорить о двух основных категориях общения в Сети: рассчитанные на конкретного читателя или их группу (аська, почта) – и рассчитанные на публичное чтение (тексты на сайтах, форумы, чаты). Первая категория напоминает обычную переписку, стоит только отметить, что посланиях (конечно, не в деловых, а в личных) приняты обозначения выражения эмоций («смайлики»), имитация разговорной речи (орфографические ошибки типа «можбыть», «как-нить»), свободная пунктуация, междометия, звукоподражания и т.п. Что до второй категории, то это прежде всего использование имеющихся сайтов, как предназначенных для этого (сайты знакомств, тематические), так и имеющих собственный «контент» (содержание) (форумы, чаты). Иногда активные пользователи (или мечтатели) создают персональные страницы – собственный сайт, посвященный какой-либо любимой теме (скалолазание, собирание этикеток и т.п.) или просто себе любимому (свои фото, заметки и т.п.). Если тема или персонаж популярны, сайты практически делаются публичными (два разноплановых примера – знаменитая «Масяня», выросшая из персонального сайта, и, скажем сайт Артемия Лебедева, столь популярного в Рунете, что множество людей присылают ему собственные работы или коллекции). Если тема интересная и сайт или чат достаточно посещаем, вокруг него может сложиться так называемое "коммьюнити" (от англ. community) или "сообщество" - более-менее постоянная группа людей, общающихся между собой в реальной жизни. Персональный сайт, на который никто не заходит, вскоре перестает поддерживаться и автором.

1. САЙТЫ ЗНАКОМСТВ И ДРУГИЕ ТЕМАТИЧЕСКИЕ САЙТЫ.

Сайты знакомств пользуются широкой популярностью, в пору Интернет-бума (2000 год) на каждый такой сайт заходили тысячи человек в день, а их владельцы заверяли, что у их посетителей «в неделю одна свадьба, один ребенок». В США за 2000 год было заключено около 28% браков, где люди находили друг друга в Интернете. Эта область в Интернете и сегодня остается самой востребованной.
Формы для заполнения аналогичны брачным объявлениям в прессе, дальнейшее знакомство разворачивается примерно так же, да и результат его таков же: когда бум схлынул, выяснилось, что кто-то действительно сходится, но основная масса продолжает бесконечный поиск (так же, как в реальной жизни). Единственная модификация – распространение виртуального флирта зачастую вне всякого общения в реальности разной степени серьезности: от вполне эмоционально насыщенного (до Петрарки, конечно, далеко, но страсти могут бушевать нешуточные) до почти игрового – «тренажерного». Таковы виртуальные свадьбы. С развитием индустрии Интернет-поддержки свадеб (рассылки виртуальных приглашений, виртуальных поздравлений, крупной экономии на цветах (дарение виртуальных букетов), моды на создание собственных свадебных сайтов, где можно виртуально поприсутствовать и на сочетании, и на банкете (колоссальная экономия на гостях) вплоть до освещения в режиме онлайн некоторыми эксгибиционистами (вроде славных ребят "за стеклом") первой брачной ночи органично возник вопрос: "А почему бы и не жениться виртуально?" Так родилось несколько онлайновых загсов, где заключаются браки между людьми вне их возраста и пола, только на основе взаимного согласия: о брачующихся известны только их «ники» - сетевые прозвища. Таким образом, возможны браки между Алисой и Бегемотом, Шуршунчиком и АВС4444, ??? и !!!. На некоторых сайтах можно заключить брак с самим собой. На такую свадьбу можно пригласить гостей, а можно, наоборот, запретить посещение посторонними это события. Свидетельство о таком браке можно распечатать, при желании дополнив его и собственными фотографиями. Считается, что первая такая свадьба заключена в 1995 году, первые виртуальный ребенок появился на свет в 1997 году, и поначалу в таким свадьбам относились более серьезно: так это была одна из редких возможностей заключить однополый брак, пусть официально не признанный (напомним, что и церковное венчание не везде признается официальным). Правда, даже такие забавы могут стать причиной серьезных семейных проблем: зафиксированы факты, когда из-за виртуального романа распадаются реальные браки. Впрочем, переизбыток внимания к Сети вообще становится семейной проблемой.
Тематические сайты (дамские, автомобильные, политические, кулинарные, туристические и т.п.) предоставляют, прежде всего, возможность удобного поиска единомышленников, форумы позволяют получить конкретный ответ (и не один) на заданный вопрос (лишь бы он был в тему), а также высказаться самому. Впрочем, форумы, как ни следят за ними так называемые модераторы, то и дело превращаются в обычную болтовню, больше похожую на общение в чате.

2. ФОРУМЫ И ЧАТЫ
Чат (от англ. to chat – болтать) – поток сообщений от всех участников чата. А чтобы стать таким участником («чатником»), нужно просто выбрать себе имя (иногда еще и цвет) и послать в чат сообщение, которое сразу же появится в общем потоке. Такое сообщение можно адресовать кому-либо одному из участников или всем сразу. Характер этого сообщения странен для чтения: это незначащие фразы типа «Ну и чего? А-а-а! Всем привет из … И чего вы тут? Да вот… так…», в изобилии украшенные «смайликами». Сообщение со смыслом принимается так же, как реклама и хамство: его автор подвергается остракизму. В результате архивы чатов в чистом виде не имеют смысла. Поскольку в чате, в отличие от форума, нельзя оставить сообщение "впрок", чат фактически существует, только если в нем в некоторый момент времени встретились хотя бы два человека. Как отмечают Интернет-эксперты, «как правило, чат – это молодежная тусовка, а не инструмент для дискуссии».
Форум (англ. www-conference, синонимы: конференция, веб-конференция) – инструмент общения на конкретном сайте. Сообщения здесь, как правило, связаны с темой, каждое из них имеет автора, тему и собственно содержание, как правило, осмысленное – иногда они скорее похожи на статью, включают в себя цитаты, ссылки на литературу в Сети и т.п. Их отличие от почты – в том, что текст предназначен для прочтения группой людей (даже если сообщение адресовано кому-то конкретно). Еще одно, техническое, отличие – чтобы отправить сообщение в форум, не нужна никакая дополнительная программа, следует просто заполнить соответствующую форму на сайте.
Принципиальное свойство форума заключается в том, что сообщения в нем объединены в треды (от англ. thread - "нить"). Когда вы отвечаете в форуме на чье-то сообщение, ваш ответ будет "привязан" к исходному сообщению. Последовательность таких ответов, ответов на ответы и т.д. и создает тред. В итоге форум представляет собой древовидную структуру, состоящую из тредов. Посетитель сайта может увидеть как исходное сообщение, так и все присланные на него реплики, может отреагировать как на само исходное сообщение, так и на любой ответ на него (тогда эта реплика будет закреплена не за исходным сообщением, а за этим ответом).
В отличие от чатов, сообщения, отправленные в форум, могут храниться неограниченно долго, и ответ в форуме может быть дан отнюдь не в тот же день, когда появился вопрос.


Вернуться на главную стр.

Hosted by uCoz